Синдром нарушения внимания

Содержание

Синдром нарушения внимания: причины, виды в психологии

Синдром нарушения внимания

Внимание – это способность человека сконцентрироваться на определенном предмете, мысли и т.д. За эту деятельность отвечает головной мозг.

Синдром необязательно может быть спровоцирован патологическими изменениями в головном мозге и центральной нервной системе, рассеянность человека может вытекать из хронической усталости, утомленности, недосыпа и голода.

Процесс снижения концентрации также неразрывно связан и с возможным ухудшением памяти.

Многие люди игнорируют данные сигналы, считая их настолько мелкими, что они не стоят даже одного похода к врачу. Между тем, это может таить в себе определенную угрозу.

Хорошо, если первопричиной этого стала простая усталость на работе, однако существуют ситуации, при которых нарушение внимания и памяти вызвано поражениями головного мозга или черепно-мозговой травмой, особенно в лобной части.

Также данные признаки у ребенка часто не вызывают мысли у родителей записаться на прием к специалисту. Ребенок тем временем может страдать от аномалий в работе головного мозга, и нарушение внимания при этом может относиться к самым ярким внешним симптомам.

  • 1 Разновидности
  • 2 Группы
  • 3 Причины
  • 4 Первые симптомы
  • 5 Лечение
  • 6

Разновидности

Признаки:

  1. невозможность сконцентрироваться на определенной деятельности здесь и сейчас (чтение, просмотр ТВ, прием пищи). У ребенка данные сигналы могут казаться не отклонениями от нормы, а, наоборот, неотъемлемыми чертами развития. Однако это ненормально – человек легко отвлекается от одного занятия и начинать выполнять совершенно другие действия, не вникает в детали происходящего. Если он разговаривает с кем-то, то о данной беседе он знает лишь поверхностно, не понимая всей ее сути. В медицине это называется блуждающим вниманием;
  2. рассеянность, или порхающее внимание. Имеет те же самые признаки. При рассеянности и без того слабо сфокусированное внимание переключается с одного предмета на другой непроизвольно. Например, человек читает книгу, и если во время чтения он вдруг услышит разговор, его головной мозг “отбрасывает” книгу и начинает вслушиваться в детали беседы. Так, если во время разговора внезапно он услышит музыку у соседей, он так же непринужденно отвлечется от беседы и начнет вникать в слова песни. Этот тип типичен для школьников до 10 лет и для старых ослабленных людей;
  3. неспособность переключиться с одного предмета на другой (невнимательность ученого). Характеризуется предельной концентрацией на чем-то одном. Данный тип является антиподом двух предыдущих. Человек неспособен отбросить одно занятие и заняться другим. Этот тип очень распространен в природе, при этом со стороны может показаться, что такая твердая концентрация – это достоинство. Но наблюдая за человеком, страдающим данной патологией, постоянно, можно убедиться, что это отклонение от нормы. Например, человек работает на компьютере и настолько углубляется в данное занятие, что никакие другие предметы отвлечь его не могут. Его могут звать друзья, но он не откликнется. И это вовсе не акт игнорирования, это нездоровая концентрация головного мозга;
  4. старческая рассеянность – неспособность переключать внимание. Существует и кардинальное отличие – старческой рассеянностью страдают люди после 70 лет. Концентрация их внимания и так априори мала, а невозможность его переключать вытекает из невозможности головного мозга получать и обрабатывать все новую и новую информацию;
  5. слабая концентрация внимания со слабой переключаемостью – возникает в основном при переутомлении, стрессе, психическом расстройстве у взрослых;
  6. чрезмерная эмоциональность. Характеризуется частыми сменами настроения, гневом, раздражительностью и неспособностью сфокусироваться на определенном предмете. Беспокойство и волнение может вызвать эмоциональное расстройство, которое скажется на состоянии памяти и внимания.

Группы

Медицинские эксперты выделяют три группы:

  1. гипопрозексия;
  2. гиперпрозексия;
  3. парапрозексия.

Гипопрозексия – это ослабление внимания, его недостаток. Для этой группы типичны такие состояния, как рассеянность, повышенная отвлекаемость, ограниченность в предметах, на которые человек может обратить внимание. Гипопрозексия может возникать как при переутомлении и отсутствии отдыха, так и при маниакальных синдромах, черепно-мозговых травмах, патологиях в строении и развитии мозга.

Гиперпрозексия – это повышенное внимание и сфокусированность. Является кардинально отличающейся от гипопрозексии группой.

Для нее типичны неподвижность внимания, пространственные непроизвольные задержки внимания, чрезмерная концентрация на каком-либо объекте или мысли, идее.

Гиперпрозексия может наблюдаться при эпилепсии, патологии в строении коры головного мозга, при стрессовых состояниях и депрессиях.

Парапрозексия – самая тяжелая форма заболевания. Данная группа характеризуется несоответствием объекта, находящегося во внимании, и тем, что происходит на самом деле.

Иными словами, при парапрозексии человек концентрирует внимание на своих вымыслах, галлюцинациях, бредовых идеях. Ученые полагают, что парапрозексия возникает как патология из-за чрезмерной концентрации внимания на чем-либо.

Соответственно, нервная система не выдерживает и в какой-то момент дает сбой, что выливается в галлюцинации.

Парапрозексии имеют и обратную сторону, когда возникают у абсолютно здоровых людей. Например, студент, усиленно готовящийся к экзамену, может не слышать окружающие его разговоры или слышать то, о чем на самом деле никто не говорил. Однако в данном случае парапрозексия – это не патология, а лишь следствие излишней временной сосредоточенности.

Причины

Причины кроются как в бытовых проблемах, так и в органических и функциональных поражениях отделов головного мозга. Следовательно, симптомы, основанные не на заболеваниях, со временем проходят. А вот патологии в работе головного мозга бесследно не проходят и вызывают наряду с ухудшением внимания и памяти еще массу ярких симптомов.

Можно выделить следующие причины:

  1. бессонница;
  2. стрессы и эмоциональные расстройства;
  3. усталость и переутомление;
  4. возрастные изменения;
  5. чрезмерное интеллектуальное напряжение;
  6. черепно-мозговые травмы;
  7. патологии в работе и функционировании головного мозга.

Первые симптомы

Нарушения внимания могут проявить себя не сразу. Сначала появятся первые признаки, которые в процессе жизнедеятельности человек может и не заметить. Однако каждому важно знать, какие же первые симптомы сопровождают данное заболевание:

  1. суетливость, неусидчивость (особенно у детей);
  2. ухудшение памяти;
  3. кратковременное ухудшение зрительных и слуховых функций;
  4. импульсивность;
  5. раздражительность;
  6. опасения и страх за что-то, что должно произойти в будущем.

Пожилые люди более всего подвержены развитию патологии из-за возможных патологий в головном мозге. Яркими причинами нарушения внимания могут стать атеросклероз и возникающие при нем бляшки на сосудах, болезни позвоночника, остеохондроз, то есть в основном недуги, влияющие на работу кровеносных сосудов головного мозга.

Лечение

В зависимости от первопричины заболевания пациента могут записать на прием или к психологу (при стрессовых состояниях), или на процедуры МРТ или КТ головного мозга (при поражении головного мозга, болезни сосудов).

При нарушениях памяти при патологиях в работе головного мозга врач обычно назначает медикаментозное лечение следующими препаратами: Фенотропил, Пирацетам, Пикамилон, Глицин. Они действуют целенаправленно, улучшая кровообращение в головном мозге.

Также терапия может включать в себя иглорефлексотерапию, лечебные и водные процедуры, массаж, методику психологической и педагогической коррекции внимания.

Врач невролог высшей категории Шенюк Татьяна Михайловна.

Источник: http://umozg.ru/zabolevanie/narushenie-vnimaniya.html

Нарушение внимания: причины психопатологических расстройств

Синдром нарушения внимания

Разнообразные нарушения внимания – одни из самых распространенных симптомов, присутствующих в структуре разнообразных психопатологических состояний, неврологических заболеваний и иных сбоев в работе организма.

Нарушения внимания часто наблюдаются при различных когнитивных дефектах, включая расстройства мнестических функций, сбоях целенаправленной двигательной активности, неспособности человека узнавать объекты по чувственным восприятиям.

Под нарушением внимания принято подразумевать невозможность субъекта сосредотачивать деятельность в данный интервал времени на каком-то конкретном объекте или явлении. При расстройствах внимания индивидуум лишается возможности избирательно воспринимать, различать и усваивать явления окружающего мира.

Нарушения внимания: причины

Чаще всего причинами данных расстройств высших психических функций являются органические заболевания головного мозга. Нарушения внимания может быть спровоцировано атрофическими и дегенеративными процессами, нейроэндокринными дефектами.

Нередко причиной проблем со вниманием является действие стрессовых факторов, как молниеносного, так и хронического характера воздействия. Субъект может ощущать проблемы со вниманием при наступлении экстремальных обстоятельств.

Очень часто причиной отсутствия требуемой сосредоточенности являются разнообразные психотические расстройства и неврологические патологии, такие как:

  • эпилепсия;
  • депрессивные расстройства;
  • тревожно-фобические состояния;
  • шизофрения;
  • невроз навязчивых состояний;
  • неврастения;
  • церебральный атеросклероз;
  • олигофрения.

Одна из частых причин болезненного состояния человека – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Данное стойкое неврологическое расстройство стартует в детском возрасте. Наряду с проблемами с концентрацией внимания у больного наблюдается гипертрофированная активность, неуправляемая импульсивность поведения, неспособность контролировать свои действия.

Причиной нарушения внимания могут стать инфекционные заболевания и интоксикации организма. Часто данный симптом фиксируется у больных туберкулезом.

Нарушения внимания: симптомы

Данные расстройства высших психических функций характеризуются разнообразными симптомами, при которых страдает избирательность восприятия, объем воспринимаемой информации, устойчивость процесса, переключаемость с одного явления на другую деятельность. Все дефекты принято классифицировать согласно превалирующим симптомам, наблюдаемым у конкретного пациента.

  • При проблемах с концентрацией у человека наблюдается неспособность сконцентрировать внимание на предъявляемом раздражителе. Рассеянный субъект постоянно отключается от каких-то значимых событий, происходящих в окружающем мире. Он не может обдумывать собственные планы. Его внимание то и дело переключается с одного предмета на другой объект, не задерживаясь на исследуемом явлении на срок, требуемый для его качественного исследования.
  • Расплывчатость мыслей. Особа как бы пребывает в прострации. Человек чувствует упадок сил и ощущает, что утратил интерес к происходящим событиям. Часто причиной таких нарушений внимания является недосыпание и ощутимый недостаток сна. Неспособность сконцентрировать внимание нередко является следствием усталости и истощения.
  • Продолжительное выполнение монотонной работы. Проблемы с концентрацией внимания и рассеянность нередко наблюдаются у водителей, которые управляют продолжительное время автомобилем, двигающимся по неоживленной трассе. Такой феномен описан в литературе, как явление дорожного гипноза.
  • Рассеянность, возникающая, когда индивидуум утрачивает способность распределить внимание между явлениями окружающей среды и внутренними процессами. Снижение концентрации внимания в данном случае возникает из-за того, что персона сильно сосредоточена на собственных размышлениях и переживаниях. Чрезмерно глубокая сосредоточенность на личных ощущениях приводит к тому, что особа вовсе не замечает, что происходит во внешней среде. Причинами появления таких симптомов нарушения внимания часто являются тяжелые депрессивные состояния, тревожно-фобические и обессивно-компульсивные расстройства.
  • Распространенный симптом нарушения внимания – уменьшение объема воспринимаемых данных. При этих формах расстройства больной не способен произвольно удерживать требуемое количество представлений. Из-за этого он не может свободно оперировать информацией, которая поступает из внешних источников. Такой вид нарушения встречается при различных психических расстройствах. Проявления таких нарушений многообразны. Например: субъект не способен качественно выполнить задание из-за того, что он внимательно соблюдает одни требования и забывает о существовании других условий. Больной может отправиться за необходимой в данный момент вещью в соседний кабинет и забыть, для чего он пошел в это помещение. Он не может поддерживать беседу из-за того, что он теряет идею, которую совсем недавно хотел высказать вслух. При таком виде нарушения внимания человек может «выйти» из окна за случайно выпавшим носовым платком, позабыв о том, что он сейчас пребывает на третьем этаже здания.
  • Частый симптом – нарушение устойчивости и глубины внимания. У человека определяется лабильность, скачкообразность, неустойчивость внимания. Больной часто отвлекается от выполняемого задания. Фиксируется снижение наблюдательности. Такой субъект не может довести начатую работу до логического конца. Такие симптомы прослеживаются и во время разговора. Особа не способна вести беседу, поскольку постоянно перескакивает с одной темы на другую. Человек не может дать правильный ответ, поскольку ему трудно дослушать вопрос, соответственно он не понимает сути того, о чем его спрашивали. В процессе общения он часто высказывает нелепо звучащие соображения, невпопад делится воспоминаниями из личной истории. Его внимание стремительно переключается с одного объекта на более яркий и броский раздражитель.
  • Симптом, присутствующий в рамках данной проблемы – избыточная истощаемость внимания. Человек утрачивает возможность продолжительного сосредоточения на конкретном виде активности по причине характерной для него быстрой утомляемости. Спустя короткий отрезок активного труда у больного возникает сильное чувство усталости. Он остро ощущает необходимость сделать перерыв и отдохнуть, у него возникает желание заняться каким-то другим делом. Если изменить вид занятий не удается, персона чувствует раздражительность, непоседливость, нервозность.
  • Тугоподвижность внимания. При данном виде расстройства персона утрачивает способность к быстрому и регулярному переключению внимания с одного объекта на другой. У такого человека наблюдается застреваемость на каком-то элементе процесса. В беседе он подолгу обсуждает один и тот же вопрос. При работе он длительное время фиксирует внимание на каком-то одном компоненте. Ему очень трудно сменить направленность своей деятельности и переключиться на иную работу.

Лечение нарушения внимания

Для ликвидации существующих нарушений проводят медикаментозное лечение основного заболевания. Для восстановления функции внимания часто используют ноотропные препараты. Если причиной расстройства высших психических функций является состояние стресса целесообразно проведение лечения для восстановления нормального психического статуса человека.

Источник: http://mozg.me/sindromi/narusheniya-vyshih-psihicheskih-funktsij/narushenie-vnimaniya.html

Сдвг (диагноз невролога) – что это? признаки, коррекция. синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей

Синдром нарушения внимания

СДВГ (диагноз невролога) – что это такое? Данная тема интересна многим современным родителям. Бездетным семьям и людям, которые далеки от детей в принципе, этот вопрос не так важен. Названный диагноз – это довольно распространенное хроническое состояние. Оно встречается и у взрослых, и у детей.

Но при этом следует обратить внимание в первую очередь на то, что несовершеннолетние больше подвержены негативному влиянию синдрома. Для взрослых СДВГ не так опасен. Тем не менее иногда полезно разбираться в столь распространенном диагнозе.

Что он собой представляет? Можно ли как-то избавиться от подобного расстройства? Почему оно появляется? Во всем этом на самом деле следует разобраться. Сразу следует отметить – если имеются подозрения на гиперактивность у ребенка, нельзя оставлять это без внимания.

Иначе до момента вступления во взрослую жизнь у малыша будут некоторые проблемы. Не самые серьезные, но хлопот они доставят и ребенку, и родителям, и окружающим людям.

СДВГ (диагноз невролога) – что это? Уже было сказано, что так называется распространенное во всем мире неврологическо-поведенческое расстройство. Расшифровывается как “синдром дефицита внимания и гиперактивности”. В просторечии довольно часто данный синдром называется просто гиперактивностью.

СДВГ (диагноз невролога) – что это такое с медицинской точки зрения? Синдром представляет собой особую работу организма человека, при которой наблюдается расстройство внимания. Можно сказать, это рассеянность, неусидчивость и невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

В принципе, не самое опасное расстройство. Данный диагноз – не приговор. В детстве гиперактивность способна доставить немало хлопот. Но во взрослой жизни, как правило, СДВГ отходит на второй план.

Изучаемое яаление чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Многие родители считают, что СДВГ – это самый настоящий приговор, крест на жизни ребенка.

На самом деле, как уже было сказано, это не так. В действительности гиперактивность подлежит лечению. И опять же, взрослому человеку данный синдром доставит не так уж много проблем.

Поэтому паниковать и расстраивать не стоит.

Диагноз СДВГ у ребенка – что это? Понятие уже было раскрытонами ранее. Но почему возникает такое явление? На что должны обратить внимание родители?

Врачи до сих пор точно не могут сказать, почему у ребенка или взрослого человека возникает гиперактивность. Дело в том, что вариантов ее развития может быть очень много. Среди них выделяют следующие:

  1. Осложненная беременность матери. Сюда же относят тяжелые роды. По данным статистики дети, у матерей которых роды прошли по нестандартному варианту, чаще подвержены данному синдрому.
  2. Наличие хронических болезней у ребенка.
  3. Тяжелое эмоциональное потрясение или изменение в жизни человека. В частности малыша. Не важно, хорошее оно было или плохое.
  4. Наследственность. Именно этот вариант рассматривается чаще всего. Если у родителей наблюдалась гиперактивность, то и у ребенка она не исключена.
  5. Недостаток внимания. Современные родители постоянно заняты. Поэтому дети довольно часто страдают от СДВГ именно из-за того, что так организм реагирует на недостаток родительской заботы.

Не следует путать гиперактивность с избалованностью. Это абсолютно разные понятия. Изучаемый диагноз – не приговор, а вот упущения в воспитании довольно часто не поддаются корректировке.

Проявления

Теперь немного понятно, почему возникает синдром дефицита внимания и гиперактивности. Симптомы его хорошо заметны у детей. Но не у маленьких. Следует запомнить, что малышам до 3 лет не могут поставить соответствующий диагноз. Потому что у таких детей рассеянность – это нормальное явление.

Как проявляется СДВГ? Можно выделить следующие отличительные черты, которые встречаются у детей:

  1. Ребенок излишне активен. Он целый день бегает и прыгает без какой-либо цели. То есть чтобы просто бегать и прыгать.
  2. У малыша наблюдается рассеянное внимание. Сконцетрироваться на чем-либо ему очень трудно. Также следует учесть, что ребенок будет крайне неусидчив.
  3. Школьники часто имеют низкую успеваемость в школе. Плохие отметки – следствие проблем с концентрацией на поставленных задачах. Но как признак такое явление тоже выделяют.
  4. Агрессия. Малыш может быть агрессивен. Иногда он просто невыносим.
  5. Непослушание. Еще один признак гиперактивности. Ребенок вроде бы и понимает, что следует успокоиться, но сделать этого не может. Или вообще игнорирует всякие замечания в свой адрес.

Вот так можно определить СДВГ. Симптомы у детей напоминают избалованность. Или банальное непослушание. Именно поэтому при первых же признаках рекомендуется обратиться к врачу. Но об этом немного позже. Сначала стоит понять, как проявляется изучаемое состояние у взрослых.

Симптомы у взрослых

Почему? СДВГ диагностируется без особых проблем у детей. Но, как уже было сказано, его не так просто обнаружить у взрослого человека. Ведь он как бы отходит на второй план. Имеет место, но важной роли не играет. Зачастую СДВГ у взрослых можно спутать, например, с эмоциональным расстройством. Поэтому рекомендуется обратить внимание на некоторые распространенные симптомы.

Среди них можно выделить следующие составляющие:

  • человек первый начинает конфликтовать по пустякам;
  • имеют место необоснованные и резкие вспышки гнева;
  • при разговоре с кем-нибудь человек “витает в облаках”;
  • легко отвлекается во время выполнения задачи;
  • даже во время полового акта человек может отвлечься;
  • наблюдается невыполнение данных ранее обещаний.

Все это указывает на наличие СДВГ. Не обязательно, но вероятность такая имеет место. Требуется обратиться к врачу для полного исследования.

И если диагноз СДВГ у взрослых будет подтвержден, потребуется пройти курс лечения. При соблюдении рекомендаций удается довольно быстро избавиться от растройства.

Правда, в случае с детьми придется проявить настойчивость и решительность. Детская гиперактивность лечится с трудом.

К кому обращаться

Следующий вопрос – к какому специалисту обращаться? На данный момент медицина насчитывает огромное количество врачей. Кто из них способен поставить верный диагноз? Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей могут распознать:

  • неврологи (именно к ним приходят с болезнью чаще всего);
  • психологи;
  • психиатры;
  • социальные работники.

Сюда же можно отнести еще и семейных врачей. При этом необходимо отметить, что соцработники и психологи только ставят диагноз. Но медикаментозное лечение они не имеют право назначать. Это не в их компетенции. Поэтому чаще всего родители и уже взрослые люди просто направляются на консультацию к неврологам.

О диагностике

Распознавание синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) происходит в несколько этапов. Опытный врач обязательно будет следовать определенному алгоритму.

В самом начале нужно рассказать о себе. Если речь идет о детях, врач просит составить психологический портрет несовершеннолетнего. В рассказ потребуется включить еще и подробности жизни и поведения пациента.

Далее посетителю дадут так называемый СДВГ-тест. Он помогает определить степень рассеянности пациента. Без него обойтись можно, но поступать так не рекомендуется.

Следующий этап – назначение дополнительных исследований. Например, невролог может попросить сделать УЗИ головного мозга и томографию. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых и детей на данных снимках будет хорошо заметен. При изучаемом недуге работа мозга немного меняется. И это отражается на результатах УЗИ.

Пожалуй, это все. Дополнительно невролог изучит карту заболеваний пациента. После всего перечисленного выносится диагноз. И, соответственно, назначается лечение. Коррекция СДВГ – процесс весьма продолжительный. Во всяком случае, у детей. Лечение назначается разное. Все зависит от причины появления гиперактивности.

Медикаменты

Теперь понятно, что собой представляет синдром дефицита внимания и гиперактивности. Лечение, как уже было сказано, детям и взрослым назначают разнообразное. Первая методика – это медикаментозная коррекция. Как правило, совсем маленьким деткам такой вариант не подходит.

Что могут выписать ребенку или взрослому пациенту с диагнозом СДВГ? Ничего опасного. Как правило, среди медикаментов присутствуют только витамины, а также успокоительные. Иногда – антидепрессанты. Признаки СДВГ устраняются таким образом вполне успешно.

Больше никаких существенных лекарств не назначается. Все таблетки и препараты, которые прописывает невролог, направлены на успокоение нервной системы. Поэтому пугаться прописанного успокоительного не стоит. Регулярный прием – и вскоре болезнь пройдет. Не панацея, но действует подобного рода решение вполне эффективно.

Народные методы

Некоторые люди не доверяют действию медикаментов. Поэтому можно посоветоваться с неврологом и воспользоваться народными методами лечения. Они зачастую оказываются не менее эффективными, чем таблетки.

Что можно посоветовать, если наблюдается СДВГ? Симптомы у детей и взрослых могут быть устранены посредством принятия:

  • чая с ромашкой;
  • шалфея;
  • календулы.

Хорошо помогают ванны с эфирными маслами, а также с солью с успокаивающим эффектом. Детям можно давать на ночь теплое молоко с медом. Тем не менее медицинская эффективность данных приемов не доказана.

Человек будет действовать на свой страх и риск. Впрочем, многие взрослые отказываются от всякого лечения СДВГ у себя.

А вот в случае с детьми, как уже было сказано, изучаемую проблему не стоит упускать из виду.

Лечение детей без таблеток

Какое еще предусматривает СДВГ лечение? Препараты, которые прописываются врачами, – это, как уже было сказано, успокоительные. Что-то вроде “Новопассита”.

Не все родители готовы давать своим детям подобного рода таблетки. Некоторые указывают на то, что успокоительные вызывают привыкание.

И, избавившись от СДВГ таким образом, можно обеспечить ребенку зависимость от антидепрессантов. Согласитесь, не самое лучшее решение!

К счастью, у детей гиперактивность поддается коррекции даже без таблеток. Единственно, что нужно учесть: родители должны проявлять терпение. Ведь гиперактивность быстро не лечится. И об этом необходимо помнить.

Какие рекомендации специалисты чаще всего дают родителям, чтобы устранить СДВГ? Среди них встречаются следующие советы:

  1. Больше времени уделять детям. Особенно если гиперактивность – это следствие недостатка внимания родителей. Хорошо, когда один из родителей может остаться “в декрете”. То есть не работать, а заниматься с ребенком.
  2. Отдать малыша в развивающие кружки. Хороший способ повысить внимание ребенка, а также развивать его всесторонне. Можно даже отыскать специализированные центры, где организовывают занятия для детей с гиперактивностью. Сейчас это не такая уж большая редкость.
  3. Со школьником нужно больше заниматься. Но не заставлять его сутками сидеть над домашним заданием. Следует также понимать, что плохие отметки – следствие СДВГ. И ругать ребенка за это как минимум жестоко.
  4. Если ребенок гиперактивен, необходимо найти применение его энергии. Иными словами, записать на какие-нибудь спортивные занятия. Или просто давать за день набегаться вволю. Идея с секциями интересует родителей больше всего. Хороший способ и с пользой провести время, и одновременно с этим выплеснуть накопившуюся энергию.
  5. Спокойствие – вот еще один момент, который должен иметь место. Дело в том, что родители при коррекции СДВГ у детей, проявляющих агрессию, ругают их за плохое поведение, и как следствие – не могут справиться с состоянием ребенка. Только в спокойной обстановке возможно излечение.
  6. Последний момент, который помогает родителям, – это поддержка увлечений ребенка. Если малыш к чему-то испытывает интерес, его необходимо поддержать. Не стоит путать это со вседозволенностью. Но и подавлять стремление детей к изучению мира, пусть и излишне активному, не нужно. Можно попытаться заинтересовать малыша каким-нибудь более спокойным занятием. Хорошо помогают дела, которыми можно заниматься вместе с ребенком.

Следуя данным правилам, родители имеют высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс, как уже было сказано, не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет. Если вовремя начать лечение, можно без особого труда победить такое хроническое состояние окончательно.

Выводы

Диагноз СДВГ у ребенка – что это? А у взрослого? Ответы на эти вопросы уже известны. На самом деле бояться синдрома не стоит. От него никто не застрахован. Но при своевременном обращении к специалисту, как показывает практика, существует высокая вероятность успешного лечения.

Самолечением заниматься не рекомендуется.

Только невролог способен назначить максимально эффективную терапию, которая будет подбираться в индивидуальном порядке, исходя из причин, приведших к постановке данного диагноза.

Если врач совсем маленькому ребенку выписывает успокоительное, лучше показать малыша другому специалисту. Не исключено, что родители общаются с непрофессионалом, который не способен отличить избалованность от СДВГ.

Злиться на ребенка и ругать его за активность не нужно. Наказывать и запугивать – тоже. При любых обстоятельствах следует помнить, что гиперактивность – это не приговор. И во взрослой жизни данный синдром не так заметен. Нередко с возрастом гиперактивное поведение нормализуется самостоятельно. Но может проявиться в любое время.

В действительности СДВГ наблюдается чаще всего у школьников. И не стоит считать это позором или каким-то страшным приговором. Дети с гиперактивностью довольно часто более талантливы, чем их сверстники.

Единственное, что мешает им преуспевать, – это проблема концентрации внимания. И если помочь ее решить, ребенок еще далеко не один раз порадует родителей.

СДВГ (диагноз невролога) – что это? Неврологическо-поведенческое расстройство, которое не удивляет современных врачей и при правильном лечении корректируется!

Источник: http://fb.ru/article/270213/sdvg-diagnoz-nevrologa---chto-eto-priznaki-korrektsiya-sindrom-defitsita-vnimaniya-i-giperaktivnosti-u-vzroslyih-i-detey

Вот такой рассеянный: что такое синдром дефицита внимания

Синдром нарушения внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вскрывает все слабые места психиатрии как науки: сложно найти более противоречивое, расплывчатое и загадочное расстройство.

Во-первых, здесь высок риск неправильной диагностики, а во-вторых, ученые до сих пор спорят, болезнь ли это вообще или вариант нормы — а если все-таки болезнь, то можно ли считать СДВГ полноценным диагнозом или это просто набор симптомов, возможно, не объединенных одной причиной.

История исследований синдрома дефицита внимания (который получил свое нынешнее название лишь во второй половине ХХ века) началась в 1902 году, когда педиатр Георг Фредерик Стилл описал группу импульсивных, плохо усваивающих информацию детей и выдвинул гипотезу, что такое поведение не связано с отставанием в развитии.

Гипотеза впоследствии подтвердилась — хотя объяснить причины этого феномена доктор так и не смог. Через 25 лет другой врач, Чарльз Брэдли, начал прописывать гиперактивным детям бензедрин — психостимулятор, производный от амфетамина.

Стимуляторы оказались весьма эффективны, хотя опять-таки, в течение еще долгого времени врачи не могли понять механизм их воздействия на больных. В 1970 году американский психиатр Конан Корнецки впервые выдвинул гипотезу о том, что заболевание может быть связано с пониженным уровнем определенных нейромедиаторов в мозгу и подобные препараты помогают его повысить.

Первые методы диагностики синдрома Американская ассоциация психиатров предложила лишь в 1968 году, а в России о нем заговорили только во второй половине 1990-х — и то без особого энтузиазма.

Настороженное отношение к этой теме можно понять: изучение СДВГ и выработка критериев постановки диагноза сопровождались скандалами еще с 1970-х — создателей американского справочника DSM-4 обвиняли в том, что их описания расстройства вызвали целую эпидемию гипердиагностики у детей и подростков.

Некоторые врачи и родители выбрали медикаменты как путь наименьшего сопротивления: проще было пичкать трудных ребят лекарствами, чем справляться с их особенностями педагогическими методами.

Кроме того, препараты амфетаминового ряда, прописываемые активным и неуправляемым детям, порой перекочевывали в арсенал их матерей-домохозяек: стимуляторы придавали сил и помогали справляться с работой по дому (самая эффектная страшилка на тему того, к чему приводит бытовое злоупотребление такими препаратами — история матери главного героя в «Реквиеме по мечте»). К тому же критерии диагностики расстройства несколько раз менялись, что также вызывало шквал критики. В результате синдром дефицита внимания оказался сильно дискредитирован и на какое-то время попал в топы «несуществующих заболеваний».

Тем не менее, опыт психиатров показал, что проблема, как ее ни классифицируй, все-таки существует: определенный процент населения испытывает трудности, связанные со слабой концентрацией внимания, неспособностью самоорганизоваться, импульсивностью и гиперактивностью.

Зачастую эти особенности сохраняются и во взрослом возрасте, и проявляются достаточно сильно, чтобы создавать человеку (особенно амбициозному) серьезные проблемы в учебе, на работе и в личной жизни. Но обычно расстройство воспринимается окружающими и самим пациентом не как серьезное заболевание, а как проявление личных недостатков.

Поэтому большинство взрослых с таким набором симптомов не обращается к врачам, предпочитая волевыми усилиями бороться со своим «слабым характером».

На что похожа жизнь человека с СДВГ

Синдром дефицита внимания вызывает у пациентов сложности еще в школе: подростку с таким диагнозом, даже если у него высокий IQ, сложно усваивать материал, общаться со сверстниками и учителями.

Человек с СДВГ может с головой погружаться в тему, которая ему субъективно интересна (впрочем, как правило, ненадолго — такие люди склонны к частой смене приоритетов и увлечений) и проявлять яркие способности, но ему трудно выполнять даже несложную рутинную работу.

При этом у него плохо получается планировать, а при высоком уровне импульсивности — предвидеть даже ближайшие последствия своих действий.

Если все это еще и сочетается с гиперактивностью, такой подросток превращается в страшный сон школьного учителя — он будет получать плохие оценки по «скучным» предметам, удивлять окружающих импульсивными выходками, нарушать порядок и порой игнорировать социальные условности (поскольку ему будет сложно сосредоточиться на ожиданиях и требованиях окружающих).

Раньше считалось, что с возрастом расстройство «рассасывается» само собой — но по последним данным, примерно у 60% детей, страдающих СДВГ, симптомы заболевания продолжают проявляться и во взрослом состоянии.

Сотрудник, неспособный досидеть до конца совещания и пропускающий важные инструкции мимо ушей, талантливый специалист, срывающий важные дедлайны, внезапно отвлекаясь на какой-то личный проект, «безответственный» партнер, неспособный организовать домашний быт или внезапно спускающий кучу денег на какую-нибудь странную прихоть — все они могут быть не просто безвольными разгильдяями, а людьми, страдающими от психического расстройства.

Проблемы диагностики

По разным оценкам, от этого заболевания страдают 7-10% детей и 4-6% взрослых. При этом популярное представление о больном СДВГ как исключительно об импульсивном непоседе уже устарело — современная наука выделяет три разновидности расстройства:

— с акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

— с акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

— смешанный вариант

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита внимания\гиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

СДВГ или биполярное расстройство?Одна из проблем диагностики синдрома — в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями — в частности, с циклотимией и биполярным расстройством: гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией — с признаками дистимии и депрессии.

К тому же эти расстройства коморбидны — то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением).

Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще — неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T&P напоминает, что не стоит полностью полагаться на самодиагностику — если вы подозреваете у себя СДВГ, имеет смысл обратиться к специалисту.

Потеря контроля

В развитии СДВГ большую роль играет генетический фактор — если ваш близкий родственник страдает от этого синдрома, вероятность, что вам поставят такой же диагноз — 30%.

Современные теории связывают СДВГ с функциональными нарушениями в нейромедиаторных системах мозга — в частности, с балансом допамина и норадреналина.

Допаминовые и норадреналиновые пути непосредственно отвечают за исполнительные функции мозга — то есть, за способность планировать, волевым усилием переключаться между разными стимулами, гибко менять свое поведение в зависимости от меняющихся условий среды и подавлять автоматические реакции в пользу сознательных решений (это то, что нобелевский лауреат Дэниел Канеман называет «медленным мышлением»). Все это помогает нам контролировать свое поведение. Еще одна функция допамина — поддержание «системы вознаграждения», которая контролирует поведение, отвечая на «правильные» (с точки зрения выживания) действия приятными ощущениями. Нарушения в работе этой системы сказываются на мотивации. Кроме того, у людей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности могут быть отклонения и в серотониновом балансе. Это может вызвать дополнительные проблемы с организацией, чувством времени, концентрацией и контролем над эмоциями.

Расстройство или особенность личности?

Сейчас набирает популярность концепция нейроразнообразия — подход, рассматривающий разные неврологические особенности как результат нормальных вариаций человеческого генома.

В сфере интересов адептов нейроразнообразия — как сексуальная ориентация и гендерная самоидентификация, так и некоторые генетически обусловленные психические заболевания, в том числе, аутизм, биполярное расстройство и синдром дефицита внимания.

Некоторые ученые считают, что многие из особенностей поведения, по поводу которых выставляется диагноз СДВГ — естественные черты личности, не указывающие на наличие нездоровых отклонений. Но поскольку такие черты затрудняют функционирование человека в современном обществе, на них навешивается ярлык «расстройства».

Психотерапевт Том Хартман разработал эффектную теорию «охотника и фермера», по которой люди с СДВГ сохранили гены первобытных людей, отвечающие за поведение, оптимальное для охотников.

Со временем человечество перешло на земледелие, требующее большего терпения, и «охотничьи» качества — быстрая реакция, импульсивность, восприимчивость — стали считаться нежелательными.

Согласно этой гипотезе, проблема заключается лишь в постановке задач, а способность людей с синдромом к «гиперфокусировке» — сильной концентрации на субъективно интересной им задаче в ущерб всем остальным — можно рассматривать и как эволюционное преимущество. Правда, Хартмана сложно считать объективным исследователем — СДВГ диагностирован у его сына.

Но в любом случае, в этой теории есть здравое зерно: поскольку один из важнейших критериев психического здоровья — способность успешно справляться с повседневными задачами, можно сгладить многие проблемы, выбрав подходящую сферу деятельности.

То есть, ту, где рутинные процессы и терпение играют меньшую роль и ценится «спринтерский» темперамент, способность к импровизации, любопытство и умение легко переключаться между разнообразными видами деятельности.

Например, считается, что с СДВГ можно сделать неплохую карьеру в сфере продаж или развлечений, в искусстве и «адреналиновых» профессиях (скажем, пожарный, врач или военный). А еще можно стать предпринимателем.

Как лечиться

Медикаменты.Для лечения СДВГ все еще используются психостимуляторы, содержащие амфетамин (адерол или декседрин) или метилфенидат (риталин).

Назначают и препараты других групп, например, ингибиторы обратного захвата норадреналина (атомоксетин), гипотензики (клонидин и гуанфацин) и трициклические антидепрессанты.

Выбор зависит от конкретных проявлений СДВГ, дополнительных рисков (склонность к наркотической зависимости или сопутствующие психические расстройства) и желания избежать тех или иных побочных эффектов (примерный список «побочек» от разных препаратов можно посмотреть здесь)

Поскольку в России психостимуляторы прочно осели в списке опасных наркотических веществ, недоступных даже по рецепту, отечественные психиатры используют атомоксетин, гуанфацин или трициклики.

Психотерапия.Cчитается, что при СДВГ помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая, в отличие от многих других психотерапевтических школ, ставит акцент на работе с сознанием, а не подсознанием.

Долгое время этот метод успешно использовался в борьбе с депрессией и тревожным расстройством — а сейчас появились специальные программы для лечения синдрома дефицита внимания. Суть такой терапии в том, чтобы развивать осознанность и не позволять иррациональным паттернам поведения захватить власть над жизнью человека.

Занятия помогают контролировать импульсы и эмоции, бороться со стрессом, планировать и систематизировать свои действия и доводить дела до конца.

Питание и биодобавки. Можно попробовать скорректировать свой рацион в соответствии с советами зарубежной медицины. Самые распространенные рекомендации — принимать рыбий жир и избегать резких скачков уровня глюкозы в крови (то есть сказать «нет» простым углеводам).

Также есть данные, показывающие взаимосвязь между недостатком в организме железа, йода, магния и цинка и усилением симптомов. По данным некоторых исследований, небольшие порции кофеина могут помочь сконцентрироваться, но большинство специалистов все-таки не советуют налегать на кофе.

В любом случае, настройка рациона — скорее «поддерживающая» мера, чем полноценный способ борьбы с расстройством.

Распорядок дня. Людям с СДВГ более, чем всем остальным, требуется планирование и четкий распорядок дня. Компенсировать внутренние проблемы с систематизацией и тайм-менеджментом помогает внешний «костяк»: таймеры, органайзеры и to-do-списки. Любые крупные проекты стоит разбивать на мелкие задания и заранее закладывать в план периоды отдыха и возможные отклонения от графика.

Что читать по теме

Поскольку западная психиатрия интересуется СДВГ намного больше, чем российская, изучать информацию о расстройстве лучше всего в англоязычных источниках. Именно там можно найти ответы на самые разные вопросы — начиная от питания и заканчивая тем, что делать, если самый талантливый специалист в вашей фирме срывает дедлайны из-за расстройства. Вот несколько полезных ресурсов и статей.

Советы для партнеров больных СДВГ

Советы для работодателей

Как самоорганизоваться и справиться с рабочими задачами

Подборка научных статей про СДВГ

Подборка книг про СДВГ

Сайт Ассоциации помощи больным СДВГ

Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9766-adhd

Синдром дефицита внимания у взрослых

Синдром нарушения внимания

СДВГ, или синдром дефицита внимания и гиперактивности обычно диагностируется в раннем детстве, так как чаще это врожденная дисфункция долей мозга, отвечающих за внимание.

Но иногда синдром дает о себе знать уже в зрелом возрасте. И даже если дефицит внимания диагностировали в детстве, с определенными последствиями заболевания человек будет сталкиваться всю жизнь.

Как же во взрослости ужиться с дефицитом внимания? Узнайте из статьи.

Сдвг у взрослых (признаки)

На взрослое население приходится 60 % от общего числа диагностируемых случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И хотя чаще корнями синдром уходит в детство, на его развитие влияют несколько факторов:

  • генетические (наследственная предрасположенность);
  • биологические (инфекции и повреждения в утробе матери);
  • социальные (конфликты, травмы, отравления).

Взрослые с СДВГ эмоциональнее своих ровесников. Это чудаковатые люди, то погрязшие в мечтах и отстраненные от мира, то суетливо увлекшиеся реальностью, распыляющиеся на все и по факту не делающие ничего.

Повышенную эмоциональность можно рассматривать как преимущество, если направить ее в творческое русло (что и сделал Джим Керри) или  как препятствие, ведь повышенная эмоциональность выливается в трудности в основных сферах жизнедеятельности.

Женский синдром гиперактивности встречается реже, чем мужской. И сопровождается другими проявлениями. Основное отличие – гиперактивность у женщин выражена слабее, чем дефицит внимания. Они чаще витают в облаках, чем суетятся. Отмечается общая неуверенность, тревожность и склонность к депрессии. Симптомы, в частности перепады настроения, усиливаются перед менструациями.

Во взрослом возрасте синдром дефицита внимания проявляется следующим:

  • невозможность сосредоточиться на одном деле;
  • неадекватное восприятие времени, беспокойство перед сроком выполнения задания;
  • игнорирование повседневных задач типа уборки квартиры;
  • приступы перфекционизма;
  • невосприимчивость к произносимой кем-то информации, неумение слушать и дослушивать;
  • невозможность довести дело до конца;
  • забывание и соответственно невыполнение части заданий или всех обязанностей полностью;
  • резкие упадки сил;
  • трудности чтения, понимания информации, раздражение в связи с этим;
  • ухудшение внимания в коллективной работе;
  • использование рисунков, схем и «дежурных» карточек для запоминания повседневной информации;
  • проблемы с воспроизведением знаний;
  • нервозность и полная пассивность;
  • пассивность сопровождается мелкими манипуляциями: крутятся на стуле, барабанят пальцами, трут лицо, перекидывают ноги;
  • отвлекаемость, частое чувство скуки, непоседливость, неумение расслабляться и отдыхать;
  • необдуманные и опасные решения из-за импульсивности (действия опережают мысли): рискованные сделки и поступки, опасная езда с ДТП, поверхностные и кратковременные дружеские и любовные отношения, игнорирование норм и правил, провокации;
  • чрезмерно подвижное настроение (от депрессии до необъяснимой реактивности);
  • зависимость работоспособности и настроения от внешних раздражителей;
  • взрывной характер;
  • ярость, вспыльчивость, нетерпеливость, нередко провоцирующие увольнение, потерю друзей и семьи;
  • гиперчувствительность, в том числе в отдельной сфере, например, слух;
  • низкая устойчивость к стрессу, склонность «превращать муху в слона»;
  • полнейшая неорганизованность жизни;
  • сложности в адаптации к изменениям;
  • сонливость и задумчивость.

Высок риск зависимого поведения, что обусловлено попытками улучшить концентрацию и повысить энергию с помощью шоколада, чая, кофе, энергетиков или избавиться от внутреннего напряжения через алкоголь, сигареты и наркотики. Люди с СДВГ склонны к компульсивным расстройствам.

Взрослый человек с гиперактивностью часто оказывается изолированным от общества из-за того, что не может быть внимательным, выделять главное и важное в конкретной ситуации, неправильно воспринимает и ошибочно трактует мимику и жесты людей.

Не все люди с СДВГ чувствуют одинаковые симптомы и испытывают трудности. Во многих случаях общая дееспособность и концентрация оказывается сильнее, чем нарушения, характерные для синдрома.

Его проявления зависят от возраста и меняются со временем, но почти всегда отмечается внутреннее беспокойство, ощущение подчинения и внушаемости, невозможность достижения цели, трудности в работе и учебе, частая смена места работы, разводы и разрывы отношений, переезды.

Чем опасен синдром дефицита внимания

Человек с синдромом дефицита внимания со стороны выглядит очень противоречиво: то откладывает на потом важные и простые дела, то становится одержим чем-то, забывая о сне и еде, стремясь добиться совершенства. Трудности во взаимоотношениях – одно из последствий СДВГ.

Но куда опаснее разочарование в себе, вытекающее из разочарования в деятельности, предвестником которого является скука. А скучать человек с СДВГ начинает очень легко: из-за особенностей функционирования мозга к деятельности быстро пропадает интерес, внимание рассеивается, отвлекают малейшие шорохи, дело остается незавершенным.

Из-за хронической незавершенности у человека развиваются и накапливаются многочисленные страхи и комплексы, тревожность. В совокупности все названное способно вылиться в депрессию.

Коррекция СДВГ

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых корректируется с помощью медикаментозной терапии и психотерапии, при условии, что синдром мешает личности в основных сферах. Если проявления не вредят, то лечение не обязательно, но сам по себе синдром пройти не может.

Психотерапия подбирается индивидуально в зависимости от тревожащих проблем, например, кому-то специалисты помогают избавиться от вредных привычек или компульсий, с кем-то ведется работа по укрощению гнева или повышению стрессоустойчивости. В зависимости от случая назначается:

  • индивидуальная психотерапия (коррекция самооценки, избавление от накопившихся эмоций, смущения или стыда, обиды);
  • супружеская и семейная психотерапия (разрешение конфликтов на почве забывчивости и компульсивных решений, просвещение членов семьи об особенностях заболевания ради лучшего взаимопонимания);
  • групповая психотерапия (налаживание отношений с коллективом);
  • когнитивно-поведенческая психотерапия (изменение стереотипов поведения, привычек, убеждений, установок).

Используются тренинги, обучающие практике организации времени и пространства, помогающие развить организаторские и управленческие способности. На них не разбираются причины поведения и эмоции, а просто даются действенные инструкции и советы по организации рабочего места, составлению плана задач, их выполнению и перераспределению времени и сил.

Снизить выраженность симптомов СДВГ можно подручными средствами с помощью:

  • занятий спортом на свежем воздухе (выработка норэпинефрина, серотонина и дофамина повышает концентрацию внимания и активность мозга, улучшает настроение);
  • нормализации и поддержания режима сна;
  • здорового питания (полезно отказаться от сладкого и быстрых углеводов, отдавать предпочтение белковой пище).

Для повышения самоконтроля полезно заняться йогой, медитацией или другими методами релаксации. Доказано, что в процессе занятий улучшается работа префронтальной коры, которая и отвечает за внимание, планирование и самоконтроль. Для снятия ситуативного напряжения и раздражения подойдут дыхательные методики.

Важно понимать, что при диагнозе СДВГ человек не может действовать иначе. Дело не в слабой силе воли, а в диагнозе. Так что не стоит себя корить.

Примите себя и помогите себе: делайте пометки, ставьте электронные напоминания, работайте в наушниках, минимизируйте влияние внешних раздражителей (максимально освободите рабочее место и помещение дома), составляйте план и распорядок дня, ставьте маленькие задачи, чередуйте деятельность, занимайтесь сложными и требующими концентрации видами спорта, гуляйте, разминайтесь в течение рабочего дня.

Помните, что вы особенны и уникальны, вам ничего не мешает добиться тех же и даже больших успехов, что и у других людей. Главное, найти свой путь и инструменты для продуктивной жизнедеятельности. Что и сделали Аврил Лавин, Джастин Тимберлэйк, Лив Тайлер, Уилл Смит, Пэрис Хилтон, Джим Керри, имеющие диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности».

Источник: https://psychologist.tips/2267-sindrom-defitsita-vnimaniya-u-vzroslyh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.