Психология и психиатрия

Клиническая психология и психиатрия | функции клинического психолога

Психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются.

Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4—5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).

Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты.

Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами.

Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)
  • Биографический метод
  • Изучение продуктов творчества
  • Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)
  • Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и не стандартизированные методики)

Психотерапия

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах.

Существует множество различных направлений психотерапии: психодинамическая психотерапия, когнитивная психотерапия, гуманистическая психотерапия, семейная психотерапия, гештальт-терапия, эмоционально – образная терапия, телесно-ориентированная психотерапия; в последние десятилетия также наблюдается выделение транс персональных видов психотерапии.

Проблема психической нормы и патологии

Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека — здоровье и болезнь.

Типичными признаками здоровья считаются структурная и физическая сохранность нервной системы и органов человека, индивидуальная приспособляемость к физической и социальной среде, сохранность стабильного привычного самочувствия.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособляемости, при этом выделяют следующие возможные исходы болезни: полное выздоровление, выздоровление с наличием остаточных явлений, инвалидизация (получение дефекта) и летальный исход.

Также выделяют патологическое психическое состояние, обусловленное этиологией процесса и не имеющее исхода.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности — от медицины и психологии до философии и социологии.

Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Клиническая психология – одно из ведущих и наиболее интенсивно развивающихся направлений современной психологии.

Вместе с тем, клиническая психология является не только фундаментальной наукой, но и областью профессиональной деятельности психологов, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию.

В нашей стране клиническая психология сформировалась в последние три десятилетия в результате интеграции ряда дисциплин, смежных, но имеющих разную историю и проблематику.

Прежде всего, это признанные всем мировым психологическим сообществом такие области психологии как нейропсихология и патопсихология, а также сформировавшиеся несколько позже – психология телесности (психосоматика), психология аномального онтогенеза, психологическая коррекция, психология здоровья.

В зарождении и становлении нейро- и патопсихологии решающую роль сыграли профессора Московского университета, лауреаты Ломоносовской премии, обладатели многих международных наград, основатели нашей кафедры – Александр Романович Лурия и Блюма Вульфовна Зейгарник.

Клиническая психология изучает общие и частные закономерности изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития, роль психических факторов в возникновении и преодолении различных недугов, в укреплении здоровья.

Наряду с этим клинические психологи решают многообразные практические задачи в разных сферах жизни (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению).

В центре внимания клинической психологии – человек с душевными «болями» и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состояниями его здоровья.

Психологическая диагностика, экспертиза, реабилитация и коррекция являются необходимыми составляющими современных комплексных мер профилактики и преодоления не только заболеваний, но и различных состояний дезадаптации человека.

Социальная значимость клинической психологии выражается и в том, что в Психологических ассоциациях различных стран мира около 60% составляют клинические психологи. Признание значимости клинической психологии в нашей стране ознаменовано официальным государственным утверждением этой (пока единственной) области психологии в качестве отдельной самостоятельной специальности.

Осваивая фундаментальные общепсихологические и клинико-психологические дисциплины, студенты знакомятся с прикладными предметами, посвященными специальным аспектам будущей профессии. Особое внимание уделяется обучению различным диагностическим методикам и приемам психологического воздействия.

Важным элементом подготовки являются специальные практикумы, которые проводятся непосредственно на базе разных медицинских и образовательных учреждений (Центр психического здоровья, НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, Клиника нервных болезней, НИИ психиатрии, Детская психиатрическая больница № 6 г.

Москвы, педиатрические учреждения, школы, центры коррекционного обучения и др.).

Студенты только нашей специальности обучаются навыкам применения диагностических и психокоррекционных методик в реальной ситуации общения с больными, вырабатывают навыки индивидуальной и групповой работы, как с больными, так и со здоровыми людьми.

Междисциплинарный характер основ нашей специальности на стыке гуманитарных и естественно-научных дисциплин (клинической медицины, анатомии, физиологии, психофармакологии, генетики, высшей математики и т.д.

) позволяет студентам приобретать солидную теоретическую базу для дальнейшего профессионального роста. Фундаментальный характер образования мы стремимся сочетать с солидной практической подготовкой студентов.

Дипломные работы выпускников представляют собой, как правило, полноценные исследования с серьезной проработкой теоретических основ и решением значимых четких задач научно-практического характера.

В рамках специальности «Клиническая психология» осуществляется подготовка студентов по таким специализациям как:

  • нейропсихология;
  • патопсихология;
  • психосоматика и психология телесности;
  • психология аномального развития;
  • психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.

В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой клинические психологи могут выполнять самые различные функции: диагностические, коррекционные, экспертно-консультативные, профилактические, реабилитационные, научно-исследовательские, учебно-педагогические и др.

В области здравоохранения клинические психологи участвуют в решении широкого круга задач, работая во всех типах лечебно-профилактических учреждений, начиная с онкологической, кардиологической, хирургической клиник, вплоть до стоматологических учреждений, где тоже требуется участие психолога в связи с «устрашающим» эффектом врачебного кабинета.

Клинические психологи активно включаются в решение круга задач охраны психического здоровья подрастающего поколения, работая в детских дошкольных заведениях, в школах, в детских санаториях-профилакториях, в интернатах для детей с задержкой и недоразвитием психики, в Центрах коррекционной и лечебной педагогики, в службах семьи и детства и др.

Все более активно клинические психологи привлекаются для работы в службах социальной защиты населения. Сегодня их можно встретить в центрах занятости, службах по подбору кадров, учреждениях социальной помощи населению, службах планирования семьи, центрах психологической помощи жертвам насилия, социальных, стихийных и природных катастроф, в службах кризисных состояний и многих других.

Преподаватели и сотрудники отделения клинической психологии, в структуру которого входят кафедра нейро- и патопсихологии, лаборатория нейропсихологии нашего факультета, филиал кафедры в Центре психического здоровья РАМН, стараются сегодня реализовать в своей работе традиции педагогической и научной деятельности, заложенные основателями клинической психологии.

Дисциплины специальности «Клиническая психология»:

  • Патопсихология
  • Нейропсихология
  • Психиатрия
  • Неврология
  • Основы психосоматики
  • Психология аномального развития
  • Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
  • Психология реабилитации и восстановления ВПФ
  • Нейропсихология детского возраста
  • Проективные методы клинической психологии
  • Клиническая психология в экспертной практике
  • Психология телесности
  • Психология отклоняющегося поведения
  • Психофармакотерапия
  • Учение о неврозах
  • Личностные расстройства
  • Профилактика наркоманий и алкоголизма
  • Базовые теории и методы психотерапии
  • Методы диагностики развития в норме и патологии
  • Клиника внутренних болезней
  • Методологические проблемы клинической психологии

Обязательные спецпрактикумы:

  • Практикум по патопсихологии
  • Практикум по нейропсихологии

Источник: http://zabolel.info/psychology/klinicheskaya-psihologiya-i-psihiatriya

Психиатрия – психология

Психология и психиатрия

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого «не вкладывающегося в определенные рамки» поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием «злого духа», которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

История содержит огромное количество фактов, когда «ведьм» и «колдунов» заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на «растерзание» возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к «умалишенным» как к «психически больным» людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального.

Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между «нормой» и «патологией».

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений» довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности.

Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «аномального» в психике и т.д.

Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин.

По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.

Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрического (нозос – болезнь) и нормоцентрического . Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.

Отрывок из книги. Демина Л.Д. , Ральникова И.А. «Психическое здоровье и защитные механизмы личности».

О том, как психологи помогают изучать психические расстройства

Психологи — это не врачи, их образование отличается от медицинского.

Работа некоторых психологов вообще не связана с медициной, они изучают, как работают наши головы в процессе общения, обучения, труда, творчества и так далее.

Однако в рамках психологической науки есть направление, которое называется типической психологией. Это направление изучает, как меняются обычные психологические процессы во время психической болезни.

В результате этих исследований обнаруживаются удивительно интересные факты. Например, существует такое психологическое явление, как ассоциация. Если спросить человека, что ему немедленно приходит на ум, когда он слышит слово «поэт», подавляющее большинство людей, воспитанных в русской культуре, отвечает «Пушкин».

Если дать кому-нибудь послушать скверную магнитофонную пленку, на которой записано, что «к берегу реки причалил плот», причем записана эта фраза так, что последнее слово едва можно разобрать, никаких трудностей у здорового человека не возникает: если причалил к берегу, так уж, наверное, плот, а не что-нибудь другое.

Больные шизофренией жалуются, что плохо слышно: может быть, плот, а может быть, например, плод: ведь он тоже может «причалить к берегу», если до того плыл по реке.

Получается, что при шизофрении ассоциации возникают более свободно. У здорового человека они идут по проторенному пути, а болезнь эти «тропинки» как бы стирает.

На просьбу назвать поэта больные отвечают «Пушкин» гораздо реже, чем здоровые…

Однажды в психологической лаборатории нашего Научного центра психического здоровья (тогда он еще назывался Институтом психиатрии) был поставлен интереснейший опыт. Создали две команды; одна состояла из больных, другая — из здоровых. Участники соревнования должны были называть сходство между парой предлагаемых предметов.

Сначала пары были совсем простые (яблоко и груша, например). По ходу соревнования задача все время усложнялась. Те, кто не мог с ней справиться, из дальнейшей игры выбывали. И вот оказалось, что команда здоровых редеет гораздо быстрее.

Довольно скоро выбыла она вся, игра превратилась в «личное первенство» среди больных. Чемпионом стал тяжелый больной, который ответил, чем похожи друг на друга башмак и карандаш. «Они оба оставляют след», — сказал он, не задумываясь.

Когда-то Крепелин писал, что шизофреническое слабоумие принципиально отличается от органического, например, от слабоумия при прогрессивном параличе. В последнем случае, писал он, интеллект больного напоминает книгу, из которой вырваны страницы. При шизофрении в этой книге все страницы целы. Они просто перепутаны.

Эксперименты, подобные тому, который только что описан, подтверждают это. Психические процессы при шизофрении приобретают парадоксальный характер, ассоциации возникают неожиданно, в тяжелых случаях — хаотично. Похоже, что именно это и делает больных беспомощными в практической жизни, «слабоум ны ми».

В заключение хочется немного пофантазировать. Наука не стоит на месте. Мы узнаём о психических болезнях все больше, пусть медленнее, чем хотелось бы, но все-таки узнаём. Изучать дом Пападопулоса очень трудно, но не безнадежно. Ведь темы бесед в темноте действительно отличаются от тех, которые ведут при ярком свете!

Когда-нибудь мы будем знать об этих болезнях все, что нам нужно, и сумма человеческого страдания уменьшится. Мы научимся «заново переплетать» интеллект больных шизофренией, и шизофреническое слабоумие исчезнет. А потом и сама шизофрения исчезнет с лица земли.

А ее ген?

«Плохие» гены, то есть те, которые виновны в наследственных дефектах, возникают в результате случайных мутаций (изменений генетического кода). В абсолютном большинстве случаев длительность их существования в генофонде человечества ничтожна.

Они «вымываются» оттуда. Проще говоря, носитель подобного гена из-за своего дефекта имеет меньше шансов оставить после себя потомков; последующие поколения получаются еще малочисленнее; наконец, «последний из могикан» умирает холостяком.

Но есть «плохие» гены, концентрация которых удивительно постоянна. Один из них — ген серповидноклеточной анемии, болезни крови, которая распространена среди жителей одного африканского племени. В тяжелых случаях больные быстро умирают. При более легком течении болезни они живут более или менее благополучно.

Однажды выяснилось, что люди, страдающие этим заболеванием, не болеют малярией. Малярия была подлинным бичом соседних племен, унося множество жизней.

Племя, пораженное серповидноклеточной анемией, обладало колоссальным преимуществом перед соседями, потому что при благоприятной форме (а именно ею страдало большинство) эта болезнь гораздо легче, чем малярия.

Получилось, что те сравнительно немногие несчастные, которые умирали от анемии, были данью, которую племя платило за то, что не болело более тяжелой болезнью.

Авторы этого исследования сформулировали гипотезу, согласно которой «плохой» ген, распространенность которого постоянна, наряду с вредом для отдельных его носителей создает и некоторое преимущество для вида в целом. Поэтому он и сохраняется, а не «вымывается» из генофонда, как другие.

Ассоциации при шизофрении возникают не так, как у здоровых людей. Они менее шаблонны, более свободны. Здоровым людям редко приходит в голову, что к берегу может причалить не только плот, но и плод. Больные говорят об этом почти всегда. Что такое нешаблонные ассоциации? Это ведь творчество.

В 1864 Чезаре Ломброзо опубликовал свою книгу «Гениальность и помешательство». Он доказывал в ней, что гениальность — симптом психической болезни, даже называл, какой именно. Ломброзо был не прав. Гениальность, конечно, не болезнь, но ведь творческие способности связаны с нетривиальным мышлением.

Может быть, наклонность к такому мышлению связана с «плохим геном», который в тяжелых случаях приводит к болезни? Может быть, страдания наших бедных пациентов — дань, которую человечество платит за прогресс? Тогда мы должны научиться, как «не платить», как получать благо задаром…

Отрывок из книги. Ротштейн В.Г. «Психиатрия наука или искуство?»

Помощь психолога – это не обязательно длительные и регулярные сеансы психотерапии, как это часто показывают в американских фильмах. Порой человек не настроен на длительную и глубокую психотерапию, но испытывает потребность лучше понять себя, свои особенности, свои скрытые возможности.

Частыми причинами обращения к психологу являются стойкое плохое настроение, тревоги, утрата смысла жизни, трудности в общении, постоянные конфликтные ситуации.

Многие из этих проблем также не нуждаются а длительной и кропотливой психотерапии – устранить проблемы помогает уже само понимание человеком своего состояния. Здесь на помощь приходит психодиагностика.

Психодиагностика – это комплексная оценка психического состояния, проводимая психологом. Психодиагностика включает консультацию психолога и объективизацию состояния с помощью выполнения специально подобранных психологических тестов, выработку рекомендаций.

Обычно психодиагностику проводит психолог-консультант Психодиагностика проводится с 15-16 лет. Человек должен соответствующие уровень интеллекта и развития личности, а также быть способным ответить на вопросы опросника.

Для чего нужна психодиагностика

Психодиагностика нужна не для того, чтобы обнаружить в человеке какие-либо недостатки и навесить на него «ярлык», а для того, чтобы помочь ему разобраться в себе, понять, почему у него возникают трудности в личной жизни, общении, профессиональной деятельности.

Психодиагностика позволяет измерить не только актуальное психологическое состояние человека, но и прогнозировать поведение в самых различных ситуациях.

Комплексное психологическое обследование (психодиагностика) позволяет выявить скрытые и неосознаваемые внутренние конфликты, скрытую мотивацию и, что немаловажно, неосознаваемые ресурсы личности.

Осознание своих скрытых проблем и возможностей, как правило, позволяет клиенту самостоятельно решить свои проблемы.

При необходимости, психолог дает конкретные рекомендации и подготавливает программу психологической коррекции.

Как проходит психодиагностика:

Дотестовое консультирование (специалист расскажет как будет происходить психодиагностика, и подбирает соответствующие тестовые задания) Экспериментальная часть – выполнение тестовых заданий и обработка их специалистом Заключительная – выдается подробное психологического заключения, включающее заключение специалиста и интерпретацию результатов тестов (в распечатанном виде на CD) После обработки результатов тестов на руки выдаются:

результаты тестов

их интерпретация
заключение психолога
рекомендации

Источник:

Чем отличается психолог от психиатра, психотерапевта, невролога и невропатолога? – Азбука здоровья

Не дай мне Бог сойти с ума, нет, лучше посох и сума… Эти слова были написаны великим поэтом Александром Пушкиным почти два века назад, но актуальными для большинства из нас остаются они и сейчас. Действительно, недугов душевных многие из нас боятся гораздо сильнее, чем болезней тела.

И это основная причина, по которой лечение или коррекция психических расстройств начинается с опозданием. От своевременного обращения к врачу человека удерживает страх обрести клеймо «душевнобольного».

Но есть и еще одна проблема: зачастую люди просто не знают, к какому врачу обращаться в случае возникновения тех или иных симптомов душевного расстройства.

Психолог, психотерапевт, психиатр – приставка «психо» воспринимается как пугающий фактор, и создает обманчивое впечатление, что все эти специалисты занимаются одним и тем же.

А ведь существуют еще и неврологи (невропатологи) – в какой области действуют они?

К кому пойти лечиться?

Современный ритм жизни сопровождается регулярными стрессами, нервным перенапряжением, наша психика подвергается мощным нагрузкам. Кто-то в состоянии справиться с этим, вовремя расслабляясь, предоставляя организму отдых.

Источник: https://obu4ayka.ru/otnosheniya/__trashed-2063.html

Психиатрия и психология

Психология и психиатрия

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком “хрупкие” или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого “не вкладывающегося в определенные рамки” поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием “злого духа”, которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

История содержит огромное количество фактов, когда “ведьм” и “колдунов” заковывали в цепи, содержали в тюрьмах, сжигали на костре, забрасывали камнями, отдавали на “растерзание” возбужденной толпе: и только в конце XVIII в. французский врач Ф. Пинель потребовал относиться к “умалишенным” как к “психически больным” людям. Этот гуманный акт и открыл эру психиатрии.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального.

Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней, симптомы которых укладывались в те или иные синдромы.

Психологи занимались преимущественно исследованием психики здоровых людей. Однако, в настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений и дискретности границ между “нормой” и “патологией”.

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей “психологической нормы” и “психических отклонений” довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности.

Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психического и принципов его организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ “нормального” и “аномального” в психике и т.д.

Все более и более определяется круг психологических проблем, решение которых связано с совместной деятельностью психологов и психиатров. На необходимость их профессионального взаимодействия указывал еще немецкий психиатр Э. Крепелин.

По этому поводу он писал, что психиатр непременно должен быть психологом, хотя бы эмпирическим. Он сам являл яркий пример этому (вспомним предложенные им и ставшие уже классическими психодиагностические методики свойств внимания и др.). Равно как и психолог должен быть знаком как с основными разграничениями между нормой и патологией, так и с различными формами психических расстройств.

Здесь следует обратить внимание на взаимодействие, взаимопроникновение двух подходов к оценке нормальной и измененной психики – нозоцентрического (нозос – болезнь) и нормоцентрического . Особую важность это приобретает при оценке особенностей пограничных состояний, занимающих промежуточное положение между устойчивой нормой и ярко проявившейся психической болезнью.

Отрывок из книги. Демина Л.Д. , Ральникова И.А. “Психическое здоровье и защитные механизмы личности”.

Психология и психиатрия: в чём разница?

Психология и психиатрия

Психология и психиатрия идут рука об руку. Но в чём разница между ними? По сути, ее нет. Наверное, это прозвучит странно, но на самом деле у каждого обычного человека есть в характере некоторая изначальная предрасположенность к какому-либо психическому заболеванию.

Это не означает, что все вокруг потенциальные «психи», вовсе нет. Просто каждый имеет некую превалирующую над другими черту характера, которая при определенном сильном уровне стресса будет развиваться сильнее, как бы защищая психику от разрушения.

Это может быть, например, истерическая, параноидная или шизоидная склонность, которая может быть предметом внимания и психологии, и психиатрии.

Психология и психиатрия о четырех уровнях здоровья

Если посмотреть на наше человеческое сообщество через призму психологии или психиатрии, то можно разделить его на четыре части, их также можно назвать регистрами личностного уровня или уровнями здоровья:

• здоровые;

• невротики;

• пограничники;

• психотики.

Сразу оговорюсь, что здоровых, с точки зрения психологов, не бывает, их называют условно здоровыми невротиками. Невротики и пограничники являются клиентами психолога. Психотики — пациентами психиатра. Давайте разберемся, как же отличить норму от заболевания.

Прежде всего они различаются способами тестировать реальность и возможностью видеть себя со стороны.

Кто такой невротик?

Невротики — это основная масса людей. Эти люди способны объективно оценить себя, обсудить с собеседником существующие у них в душе проблемы и признать свои недостатки. Они обладают здоровой способностью наблюдать за своими поступками со стороны и корректировать их при необходимости.

Невротиками, а не здоровыми такие личности становятся потому, что имеют некий конфликт между своими желаниями и возможностями к их реализации. Долгое сковывание желания может привести невротика к психосоматическому симптому.

Иначе говоря, если он не сделает того, что хочет, в любой приемлемой для него и общества форме, то может заболеть.

BrookLorin / pixabay.com (CC0 1.0)

Пограничник: между психологией и психиатрией

Пограничники, или люди с пограничной структурой личности, стоят в иерархии «здоровья» между невротиками(субъектами психологии) и теми людьми, которыми занимается психиатрия (то есть психотиками).

Это обычные люди, они — клиенты психологов. Пограничники живут среди нас, они есть и на работе, и на улицах, и в общественных местах. С виду это обычные люди, но про них часто говорят, что у них «тяжелый характер».

Что же внутри такого человека?

«Тяжелый характер» — это хаос эмоций и отсутствие самоуважения

Дело в том, что такая личность не имеет интегрированного наблюдающего Эго, т.е. она хаотически мечется между различными состояниями, не способна собрать все воедино и оценить это со стороны.

Складывается впечатление, что человек постоянно находится во власти каких-то сильных эмоций.

Во время общения с ними, даже если перед вами 40-летняя женщина, вы иногда испытываете чувство, что имеете дело с пятилетним ребенком.

Они нарушают ваши личные границы: приходят к вам неожиданно домой, даже если вы плохо знакомы, внезапно просят денег в долг, втягивают вас в какие-то очень личные дела, к которым вы не имеете отношения. В результате вы чувствуете, что как будто что-то должны этим людям.

По своей природе это чувство родителя в вас, которое будит в вас пограничник.

Причина такой структуры характера — отсутствие самоуважения, которое не смогло сформироваться из-за поглощающего, несколько пугающего, инфантилизирующего поведения матери, игнорирования ею индивидуальности ребенка.

Психотик — человек, ждущий наказания

Психотики, или личности психотического уровня (да-да, истинные шизофреники, параноики и т.д.), — это уже те, кто действительно болен, и находится в сфере интереса не психологии, а психиатрии. В состоянии психоза, т.е. обострения, у них могут появляться галлюцинации, бред, алогичное мышление. Психика этих людей в какой-то момент жизни не выдержала архаического страха и «сломалась».

Часто они не уверены в том, что существуют, не уверены в реальности. На поверхности восприятия у них лежит невыносимый страх смерти или разрушения. В то же время при контакте они постоянно находятся в состоянии паники быть наказанным авторитетной фигурой за то, что они имеют свои желания.

Чтобы вызвать расположение таких людей, врачу надо показать себя безопасным и не являющимся карающим Другим.

Многие психологи и психотерапевты в своей практике приходят к выводу о том, что большинство людей изначально равны в психическом смысле, отличаются они лишь уровнем и разнообразием травматического опыта.

Читайте всегда актуальные новости науки и техники.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://sciencepop.ru/gde-gran-mezhdu-psihologiej-i-psihiatriej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.