Экзистенциально-ориентированная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия: что это и кто первым применил такой подход, его базисы

Экзистенциально-ориентированная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия – психотерапевтическое течение, которое ставит во главу угла задачу подтолкнуть человека к осмыслению своего жизненного пути как целостной совокупности и нахождению значимых личностных ценностей.  А в дальнейшем —  коррекция стратегии поведения в соответствии с этими выделенными ценностями. И самое главное – принятие за это ответственности. Данный подход применяется, помимо прочего, и при лечении неврозов.

Именно поэтому экзистенциальная терапия скорее напоминает диалог, подталкивающий пациента к самопознанию. А экзистенциальный психолог не следует строгому плану консультации и не навязывает никакую точку зрения. Он стремится лишь дать возможность клиенту осознать свои особенности и самого себя.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии – это, прежде всего, направление, предполагающее глубинные изменения, а не работа с «обрезанием» проявлений и видимых проблем.

Если можно сказать коротко, то согласно этому направлению, работа с симптоматикой не имеет смысла.

Ведь рассматриваемый экзистенциально-гуманистический подход стоит на основе того, что главный внутренний конфликт – это конфликт с «данностями» конечности существования любого человека в этом мире.

История возникновения экзистенциального подхода

Вообще, название экзистенциальная психотерапия включает в себя два важных понятия: «экзистенциальности», как признание существования человека разумного, строящего свой личный жизненный путь.

 Таким образом человек рассматривается в «человеческом», а не во внешнем мире проявлений.

И понятия «гуманистичности», как веры в способность человека брать на себя ответственность и реализовать свой потенциал через осмысление.

Как можно заметить даже по вступительной части, основы экзистенциального подхода берут свои истоки из философии. Многие исследователи видят предпосылки развития такого направления в работах Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра. Кстати, сам Хайдеггер надеялся, что придёт день, когда его идеи выйдут за рамки философии и придут на помощь «страдающим людям».

Что касается первых психотерапевтов, которые непосредственно применили такой подход, как экзистенциальная психотерапия, то можно выделить К. Ясперса, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя.

Отдельно хочется остановится на логотерапии, автором которой является Виктор Франкл. Это особое экзистенциальное направление, которое основано на поиске смысла в каждом происходящем явлении, как позитивном, так и негативном.

То есть, всё происходящее даётся человеку не просто так. Важно понять – для чего и что необходимо из этого вынести. Сам основатель подхода, Франкл, прошёл ужасы концентрационных лагерей.

И своим примером демонстрировал возможность находить смысл даже в переживании немыслимых страданий.

Основные постулаты экзистенциальной психотерапии

Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:

  • осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
  • как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
  • присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
  • понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.

Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом:

  • смерть;
  • изоляция;
  • внутренняя пустота;
  • свобода (выбор и ответственность).

Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.

Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.

Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.

Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.

Ирвин Ялом и противодействие «протокольной терапии»

Резким критическим подходом к «строго прописанной терапии» отличался один из ведущих мастеров данного подхода — Ирвин Ялом. Он начинал свой путь от психоанализа, но не был согласен с выделенными в нём движущими силами.

По его мнению, основным конфликтом любого человека является понимание своей собственной смерти и её неизбежности. Как только человек способен осознать и противостоять этому постоянному страху, так он начинает перестраивать свои личностные ценности и приоритеты: ценит близких и тёплые взаимоотношения, берёт на себя риск и ответственность…

Кроме того, центральным моментом его подхода было желание подобрать индивидуальную терапию для каждого, кто к нему обращался. А не следовать заранее отработанной схеме. По его мнению, экзистенциальное консультирование только даёт толчок к переоценке ценностей и философским умозаключениям пациента, а также помогает при его страхе следовать этим размышлениям.

У каждого человека существует свой собственный путь преодоления боязни своей неминуемой конечности этой жизни, и у каждого при этом выявляются так же лишь индивидуальные прерогативы и ценности.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода.

Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов.

Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным.

Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного.

Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

  1. Комплекс Актеона, который, согласно мифу, раздвинул ветви руками, чтобы рассмотреть купающуюся богиню Диану. И заключается он в обладании через рассматривание.
  2. Комплекс Ионы, в честь Ионы в чреве кита: познаваемое усваивается, но не сращивается с познающим.

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

  • дефицитарном, когда усилия направлены на переосмысления для уменьшения ситуации, при котором человек страдает;
  • бытийный, когда усилия направлены не на возврат к «позитивным моментам жизни», как окончательному решению, а к дальнейшему развитию и открытию новых горизонтов.

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Совместный поиск, «осознание нашей сознательности» (с помощью рефлексивного самосознания), приводит пациента к подлинной «экзистенциальной эмансипации». Но, при этом, ни в коем случае не теряется, а, наоборот, увеличивается ответственность за свои выводы и свой выбор.

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века.

Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии.

В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Экзистенциальная психотерапия: критика подхода

Стоит отметить, что каждый автор вносил в подход свои элементы работы. Поскольку экзистенциальное направление принципиально не прописывало чёткую стратегию построения консультации. Поэтому сложно выделить обобщённые критические замечания.

Но, в целом, основным вопросом является аспект готовности – неготовности человека касаться довольно фундаментальных тем бытия и мочь при этом делать определённые базисные выводы, проводить аналогии.

Тем более, принимать тяжёлые переживания как моменты переосмысления.

Однако, терапевты говорят про возможность работать с любым клиентом именно благодаря гибкости подхода и возможности человека самому преобразовывать свои ценности.

Так, например, упомянутый Бюджентал писал, что успешно работал с клиентами, среди которых были: инженеры, проститутки, полицейские, чиновники, представители духовенства и монахини, домохозяйки, врачи, студенты разных специальностей, юристы, секретари, солдаты, сиделки и няни, профессоры, актёры, чернорабочие и политики.

Таким образом ещё раз утверждая, что экзистенциально-гуманистический подход может быть широко применим для помощи самым разным клиентам.

Лапшун Галина Николаевна, магистр психологии, психолог I категории

Источник: http://depressio.ru/nevrozy/lechenie/564-ekzistencialnaya-psixoterapiya.html

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциально-ориентированная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия — это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход является больше взглядом на психотерапию, чем отдельным терапевтическим подходом. Ориентированный на экзистенциализм психотерапевт может использовать любой метод или подход, если он совместим с экзистенциальными взглядами.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии — философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения — экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой-экзистенции — забота, страх, решимость, совесть, любовь.

Все проявления определяются через смерть — человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть).

Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философская основа

Философской основой экзистенциальной терапии служит, как уже говорилось, феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, — до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации.

В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим.

Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.

Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели.

Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек».

Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди — это существа, посредством которых реальность проявляет себя. Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями).

Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом.

Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности (Тодд Дж., Богарт А. К., 2001).

Принципы экзистенциальной терапии

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию.

Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, — своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов.

Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, — это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента — эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и нео.суждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент — собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать.

Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск.

Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Техники экзистенциальной психотерапии

Хотя экзистенциальные психотерапевты используют ряд техник, имеющихся в других подходах, в особенности в психоанализе, все же формы экзистенциальной терапии имеют ряд особенностей, отличающих ее от других подходов. Мэй отмечает шесть таких особенностей (Мэй Р., 1958).
1. Экзистенциальные психотерапевты используют широкий спектр техник.

Эти техники отличаются гибкостью и разносторонностью, по выражению Мэй, «варьируют от пациента к пациенту и от одной стадии к другой во время лечения одного и того же пациента» в зависимости от того, что необходимо «для наилучшего выявления существования данного конкретного пациента в данный момент его личной истории» и «что наилучшим образом способно осветить его бытие-в-мире».

2. Экзистенциальные психотерапевты, в особенности : с психоаналитической подготовкой, используют психологические процессы, такие как перенос, вытеснение, сопротивление, но всегда с учетом их смысла в экзистенциальной ситуации текущей жизни пациента.

3. Акцент делается на присутствии, или реальности отношений психотерапевт—пациент, в которых психотерапевт «озабочен не собственно проблемами, а пониманием и переживанием, насколько это возможно, бытия пациента» за счет проникновения и участия в поле пациента.

Этот взгляд разделяют также представители других психотерапевтических школ, рассматривающих пациента как сущее, требующее понимания, а не как объект, который необходимо подвергнуть анализу.

«Любой психотерапевт экзистенциален в той мере, в какой, с учетом своей технической подготовки и полученных знаний о переносе и других психологических процессах, он обладает способностью относиться к пациенту как к „одной экзистенции, взаимодействующей с другой”, говоря словами Бинсвангера».

Пациент является не субъектом, а «экзистенциальным партнером», и отношения — это встреча, или «со-бытие», друг с другом в подлинном присутствии. Задача психотерапевта — не оказывать на пациента влияние, но наладить осмысленные отношения как взаимное переживание.

4. Психотерапевт пытается избегать видов поведения, способных затормозить или разрушить экзистенцию полного присутствия в отношениях.

Поскольку полная встреча с другим человеком нередко порождает тревогу, психотерапевт может защищать себя, рассматривая этого другого как «всего лишь пациента», как объект, или же фокусируясь на поведенческих механизмах. Способом блокирования присутствия может быть использование техник.

5. Цель терапии состоит в том, чтобы пациент переживал свое существование как реальное. Ему необходимо полностью осознать свое существование, что включает осознание потенциальных возможностей и начало деятельности в соответствии с ними.

Интерпретация механизмов или процессов как часть экзистенциальной терапии всегда будет происходить в контексте осознавания человеком собственной экзистенции. Задача терапии — не только показать пациенту, где, когда и почему он не смог реализовать свой человеческий потенциал в полном объеме, но и заставить его пережить это настолько остро, насколько возможно.

Момент чрезвычайно важный, поскольку одна из особенностей невротического процесса в наше время — утрата смысла бытия, когда в попытке объективно себя оценить человек начинает воспринимать себя как объект или механизм.

Просто дать индивиду новые представления о себе как о механизме значит лишь закрепить невроз, а терапия, которая это делает, лишь отражает и продолжает фрагментацию культуры, ведущей к неврозу. Такая терапия может вызвать устранение симптомов и тревоги, но за счет приспособления пациента к культуре и ограничения его существования за счет отказа от свободы.

6. Экзистенциальная терапия помогает пациенту развить установку или ориентацию на обязательства. Данная установка предполагает решения и действия, но не ради собственной выгоды.

Скорее, это обязательства перед некоторым моментом в собственном существовании пациента. Такие обязательства являются необходимым условием приобретения знаний.

Пациент не может позволить себе обрести инсайт или знание до тех пор, пока он не будет готов к принятию решений, не займет определенную жизненную позицию и не примет предварительных решений.

С. Паттерсон и Э. Уоткинс (2003) считают возможным добавить к этому перечню седьмую характеристику: в терапевтической ситуации экзистенциальная психотерапия сосредоточивается на ситуации здесь-и-сейчас. Прошлое и будущее вовлекаются лишь постольку, поскольку они входят в текущее переживание.

Здесь-и-сейчас включает не только переживания пациента за рамками терапии, но также его отношения с психотерапевтом. Можно исследовать личную историю пациента, но не с целью объяснить ее в терминах какой-либо школы психотерапии.

Скорее, она понимается как модификация общей структуры бытия-в-мире данного пациента (Binswanger L., 1964).

Этих аспектов, или акцентов, экзистенциальной психотерапии, отмечают Паттерсон и Уоткинс, едва ли достаточно в качестве основы для практики.

Первостепенное значение имеют стоящие за ними концепции; важно, что объект, находящийся в фокусе экзистенциальной терапии, — то есть экзистенция как она есть, а не отдельные симптомы — отличается от объекта большинства традиционных подходов.

Однако необходимо, чтобы эти концепции проводились в жизнь с помощью определенных методов, и можно предполагать, что если такая теория, как экзистенциализм, заметно отличается от других теорий своими концепциями и принципами, то и методы должны использоваться иные.

Вместе с тем в настоящее время отсутствует подробное, систематическое описание природы и процедур экзистенциальной психотерапии, а оно представляется необходимым, в особенности с учетом того, что процедуры эти могут отличаться от принятых в других подходах.

Перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не стоит проблема методов. Если они считают, что техники вторичны и не должны нарушать аутентичности отношений, они не будут опасаться чрезмерного увлечения техниками и анализировать механизмы их действия.

Но в таком случае они не станут демонстрировать механизмы действия своих приемов и лишат другого человека возможности понять или освоить эти методы и процедуры.

Тем не менее методы и процедуры должны существовать, и им следует уделять внимание, иначе подход будет считаться полностью интуитивным (Паттерсон С, Уоткинс Э., 2003).

Источник: https://psyera.ru/3263/ekzistencialnaya-psihoterapiya

Экзистенциальная психотерапия | База знаний

Экзистенциально-ориентированная психотерапия

Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ.

 existential therapy) — направление в психотерапии, ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Экзистенциальная терапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии.

Основные концепции

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искать смысл жизни; из-за наличия свободы воли, необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемости смерти и естественного страха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевт Ирвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть, изоляция, свобода и внутренняя пустота. Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности.

В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из них тревога, депрессия, апатия, отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности.

 Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан.

В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом.

При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

История

Некоторые авторы возводят появление экзистенциальной терапии к античности, рассматривая, например, диалоги Сократа с молодыми людьми, а позднее целые школы Аристотеля, Эпикура и стоиков как некую форму философской терапии, которая была призвана улучшить понимание мира и тем самым облегчить жизнь человека, что роднит её с современной экзистенциальной терапией.

Такое назначение философии было во многом потеряно вплоть до XIX века, когда его возродили Кьеркегор и Ницше. Их работа позднее вдохновила многих мыслителей XX века, таких как Хайдеггер и Сартр, которые не скрывали, что видят роль философии прежде всего в конкретной помощи людям.

“Швейцарский врач-терапевт Медард Босс говорит, что Хайдеггер надеялся, что когда-нибудь «его мысли выйдут за пределы чисто философских штудий и станут доступны более широким кругам, в частности множеству страдающих людей». Его участие в семинарах Босса в 1946 г. было продиктовано именно этими соображениями.

Однако когда его сочинения получили более широкое распространение среди психотерапевтов-профессионалов, произошло это скорее не по указанной причине, но из-за общего влияния экзистенциализма в пятидесятые-шестидесятые годы.

В результате, хотя идеи Хайдеггера и признаются краеугольным камнем экзистенциальной психотерапии, обычно они воспринимаются в преломлении через более доступные сочинения Сартра и Камю”.

— Гийон Ч. Аутентичность, нравственные ценности и психотерапия // Мартин Хайдеггер : сб. статей / сост. Д. Ю. Дорофеев. — СПб. : РХГИ, 2004. — 576 с. : ил. — (Личность в жизни и философии) — С. 397.

Другое важное направление философии, заложившее основы экзистенциальной терапии и всей психологии в целом, это феноменология, которая дала психологам и психотерапевтам необходимый инструментарий для проникновения в суть проблем пациента.

Первыми психиатрами, непосредственно воплотившими идеи экзистенционализма в психотерапии в начале XX века были Карл Ясперс и Людвиг Бинсвангер. Экзистенциальный анализ Бинсвангера получил широкую известность. Затем феноменология Хайдеггера привела к появлению дазайн-анализа Медарда Босса. Работы Сартра вдохновили на создание его методик Рональда Лэйнга.

Отдельно следует упомянуть появление логотерапии Виктора Франкла — особого направления в экзистенциальной терапии, основанного на поиске смыслов существования и призванного помочь людям найти смысл даже в переживании страданий, как его нашёл сам Франкл в концлагерях Второй мировой войны. Виктора Франкла и Ролло Мэя называют самыми влиятельными экзистенциальными терапевтами XX века.

Также среди заметных фигур экзистенциальной терапии следует упомянуть Алис Хольцхей-Кунц, Джеймса Бьюдженталя, Эрнесто Спинелли, Кирка Шнайдера и Ирвина Ялома.

Экзистенциальная психотерапия в России

В России и на постсоветском пространстве экзистенциальная психотерапия получила активное развитие и распространение со второй половины 1980-х годов. Среди знаковых событий того времени можно назвать визиты в РоссиюВиктора Франкла (в марте 1987 года), и Карла Роджерса (в сентябре-октябре 1986 года).

Именно на этих встречах закладываются предпосылки формирования первой большой волны отечественных гуманистически-ориентированных и экзистенциальных психотерапевтов.

С середины 90-х годов в России и на постсоветском пространстве формируются первые регулярные образовательные проекты по экзистенциально-гуманистической психотерапии, среди которых Высшая Школа гуманитарной психотерапии (с 1994 года, в Москве), Международная Школа психотерапии, консультирования и ведения групп (с 1995 года, в Санкт-Петербурге), Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии (с 1996 года, в Бирштонасе) и др.. В результате образовательной деятельности подобных проектов и развития профессиональных сообществ, на сегодня в России сформировался достаточно большой круг специалистов, практикующих экзистенциальную психотерапию.

Источник: https://psyweb.global/database/knowledge/article-10-ekzistencialnaya-psihoterapiya

Экзистенциально-ориентированная психотерапия

Экзистенциально-ориентированная психотерапия

К концу 19 века человечество оказалось перед соблазном собственного всемогущества. Изобретались немыслимые доныне средства передвижения и связи, усовершенствовались приборы и механизмы, открывались новые методы лечения болезней.

Тогда возникла иллюзия, что человеческий разум так же может понять себя, если исследовать его с помощью методов, пригодных для познания явлений природы. Физиологические опыты академика И.П.

Павлова легли в основу изучения человеческого поведения, понимаемого как совокупность сложных условных рефлексов. С другой стороны, путем гениальной интуиции, подтвержденной клиническим опытом, бесстрашный и страстный мыслитель З.

Фрейд пришел к идее “бессознательного” в психике человека, влиянием которого, он старался объяснить всю душевную деятельность.

Эти теории, исходя из различных принципов, приходили к одинаковым выводам. Человеческое существование представлялось механистически предсказуемым, так как оно обусловлено (детерминировано) определенными факторами. Для бихевиоризма, основанного на изучении поведения, это внешние обстоятельства – воздействие окружения по закону “стимул – реакция”.

Для изощренных психоаналитических построений, это внутренние врожденные стремления человека, которые, будучи вытеснены в “бессознательное”, воздействуют на его сознание, управляя им с помощью символов.

С позиций этих подходов, человеческое сознание с его мыслями, чувствами, искажениями и стремлениями было доступно количественному и качественному изучению (экспериментальная психология) и изменению (психотерапия).

Во второй трети 20-го века, словно в противовес механистичному, детерминистическому и, в конечном счете бездушному восприятию человеческой личности, стало распространяться новое осмысление человека – экзистенциализм.

Рожденный за письменными столами философов, таких как Э.Гуссерль, М. Хайдеггер, Г.Марсель и Н.Бердяев, экзистенциализм оказался восторжено принят людьми творчества, (Ж.П.Сартр, А.

Камю) и оказал серьезное влияние на культуру послевоенных десятилетий.

Эта философия объединяла людей, которые не могли согласиться с тем, что загадка человека может быть разгадана, тех, кто смутно чувствовал высшее предназначение личности, кто верил в изначальную и непознаваемую тайну человеческого бытия.

Философия экзистенции распространилась также на сферу науки, ее влияние можно проследить как в квантовой физике, так и в филологических изысканиях. Экзистенциальное отношение к действительности, преломленное в перспективе психологии, оказалось многообещающим.

Появилась возможность осмыслить такие явления как смысл, красота, страдание, тревога, любовь, свобода, истина, духовность.

Экзистенциально-ориентированные психологи изучали явление человека в его отношении с окружающим миром.

Эти исследования проводились феноменологически, то есть свободно описательно, не будучи стесненными цифрами, шкалами, гипотезами.

Предметом изучения стал повседневный опыт человека в его соприкосновении с реальностью – радость и отчаяние, страх и надежда, творчество и игра, одиночество и сопричастность, ненависть и симпатия.

Экзистенциальный подход оказался не просто прихотливой игрой ума – психотерапевты, практикующие в этом направлении, помогали клиентам в преодолении вины, тревоги и горя, возвращая им утраченные чувства отваги и вдохновения, радость полноценного бытия, способность к творчеству, благоговение перед жизнью. Выдающийся ученый и чуткий консультант В.Франкл, разработавший “логотерапию” – помощь в обретении Смысла, смог, по собственному признанию, выжить в нацистском концлагере только благодаря своей убежденности в том, что происходящее с ним имеет уникальную и драгоценную личную значимость.

Теория

Экзистенциально – ориентированная психотерапия никогда не представляла собой единого, монолитного, организованного движения. В рамках этого подхода существует множество школ и направлений.

Одни из них вдохновлены раскрытием потенциальных возможностей человека (актуализирующая психотерапия), другие видят свое назначение в способствовании личностной целостности (интегративная психотерапия, психосинтез), третьи – в углубленном самопознании по направлению к личностной зрелости, реализации своей свободы и ответственности (экзистенциальный анализ).

Ключевое понятие “экзистенции” /лат. – бытие, существование/ предполагает первичность признания личностного “явления миру”, “присутствия для мира”, “выступания из мира”. Это подлинное существование в отдельный момент, взятый в его целостности и ценности.

Истинное (аутентичное) бытие характеризуется жизненностью, противлению застывшести, развитием или само-раскрытием, открытостью, осмысленностью, свободой и ответственностью.

Субъектом экзистенциальной психотерапии является личность, которая утратила способность полноценно существовать и развиваться.

Человек на какой-то стадии жизненного пути может почувствовать себя “обездвиженным”, “блокированным”, “потерявшимся”.

Он испытывает тревогу перед неопределенным будущим, он скован в своих отношениях с окружающими, он полон чувством вины или изнемогает под грузом ответственности.

Он почти физически испытывает tedium vitae – отвращение к жизни, обессиленность, не видит смысла дальнейшего существования. Обращаясь за помощью, человек не может сформулировать то, что его угнетает.

Экзистенциальный кризис может выражаться в невротических, депрессивных или психосоматических симптомах.

Какой бы ни была “вывеска – жалоба” или “представленная проблема”, в самой глубине существования пациента можно предположить сочетание чувства невозможность продолжать свою жизнь в ее нынешнем виде с тревогой перед тем, чтобы “стать другим”.

Способствование личностному росту, восстановлению внутреннией свободы, решимости преодоления отжившего “Я” и принятие себя в открытости навстречу миру является ультимативной целью экзистенциально – ориентированной психотерапии.

Практика

Терапевтические процедуры, используемые в экзистенциальной психотерапии не являются, в отличие от других подходов, впечаляюще-драматичными.

Чаще всего регулярные встречи проходят в неторопливой беседе, когда клиенту предоставляется возможность выразить свой предшествующий опыт и осмыслить его во взаимодействии с терапевтом. Стиль психотерапевтического взаимодействия отличается абсолютной недирективностью.

Некоторые терапевты считают недопустимым даже использование слов, которые не произносил клиент, так как это может искажать подлинное раскрытие клиента.

Терапевт никогда не спрашивает “почему”, классическим вопросом является “Как Вы это чувствуете”. Наиболее драгоценными являются переживания клиента, причем в отличие от психоанализа, терапевт бережно фокусирует клиента не на периоде детства, а значимом повседневном опыте настоящего.

При этом фактическая сторона событий не имеет здесь самодовлеющего значения. Иногда клиент может услышать от специалиста – “Меня не очень интересуют Ваши проблемы, потому что Вы больше своих проблем”. Пауза между словами может иметь большее значение, чем длительный страстный монолог.

Отправной точкой и окончанием терапевтического процесса, которое уместно сравнить с путешествием, является поиск Смысла, который может проявиться в каждом жесте, взгляде, молчании. Существует несколько техник, использующихся преимущественно в этом психотерапевтическом подходе.

В рамках индивидуальных встреч иногда применяется методика “ведомого мечтания”.

Она состоит в том, что пациент, расслабившись на кушетке, поощряется терапевтом к тому, чтобы помечтать, вообразив себя в путешествии или другой ситуации, открывающей возможность пережить значимый опыт.

Клиент живо и образно представляет, рассказывая терапевту, с чем он может встретиться, что ощутить, как действовать, какой смысл он приобрет в результате встречи и как, в результате этого он сможет изменить свою жизнь, став более мудрым, ответственным, открытым и свободным.

Клиент научается доверять жизни, чувствовать себя комфортно в неизбежной неопределенности судьбы. Для групповой работы в русле экзистенциального подхода разработано следующее упражнение (T.Saretsky, “Active Techniques in Group Therapy”).

Фасилитатор группы просит участников встать в любом месте комнаты и говорит о том, что люди как в счастье, так и в горе, всегда могут воспользоваться выбором. Наслаждение выбором является признаком личностной зрелости.

Он предлагает участникам насладиться этой возможностью в процессе упражнения, которое называется “Один шаг во времени”.

Участники во время упражнения сохраняют молчание, пытаются применить к себе то, что говорит фасилитатор и при его слове “шаг” делают любой шаг, в любую сторону или остаются на месте. Все упражнение построено как последовательность шагов, во время которых участники прислушиваются к себе.

Слова ведущего могут звучать так: ” Шаг… Вы сделали выбор, этот шаг полностью ваш, осознайте это … Шаг… Вы еще не встретились с последствиями, но какими бы они ни были, они ваши . Шаг… Важно знать, что если мы не будем выбирать, другие будут решать за нас, хотим ли мы этого? … Шаг …

Сделав 4 шага, уже можно оглянуться назад.

Можно проследить закономерность, образ поведения, пассивны ли мы, ждем чего-то или двигаемся целенаправленно … Шаг … Совпадает ли линия движения с тем, как это обычно происходит в нашей жизни? Шаг… Каждый по своему справляется с проблемами, обходит их или преодолевает их .

.. Шаг … Уже можно понять последствия своего выбора, чувствуем ли мы ответственность за свой выбор, довольны ли им? Шаг … Осознайте факторы, которые могут мешать выбору, может быть это нерешительность или боязнь показаться смешным, может быть другие люди … Шаг … Шаг …

Иногда, в процессе движения следует задуматься не только о том, что мы хотим от жизни, но и что жизнь хочет от нас (о.Адриан ван Каам) … Шаг… Насколько выбор движения зависит от действий других, насколько от вас самих? Шаг… Осталось еще пять шагов, многое можно еще успеть … Шаг …

Оглядитесь, кто оказался с вами рядом, подумайте о выборе других … Шаг … Еще не поздно что-то исправить … Шаг … Вспомните свой путь с самого начала, не жалеете ли вы о чем-либо, может быть что-то можно сделать иначе… Шаг … Внереди последий выбор, если вы о чем-то пожалели, постарайтесь простить себя, помиритесь с собой.

Исправить ошибки уже поздно, но можно принять их как свои.

Осмыслите пройденный путь – пусть он покажется вам неповторимым и прекрасным. Глубоко вдохните и сделайте последний … Шаг … Где вы теперь, почувствовали вы, что это был действительно ваш путь? Что вам дал этот опыт?”

Возможность получить хорошую экзистенциальную терапию в Москве невелика. Это связано с отсутствием подготовленных специалистов и непривычным стилем терапевтических отношений, требующем определенной степени интеллектуальной и эмоциональной готовности. Отдельные психотерапевты гуманистической направленности так или иначе включают в свою работу экзистенциальные мотивы.

Они звучат также в структуре религиозно-ориентированной психотерапии, которую осуществляют несколько специалистов.

Как и любая терапия, данный вид консультирования не является универсальным видом помощи, однако работа с хорошим специалистом поможет превратить тревогу в источник творческой энергии, поможет справиться с чувством вины или горя, обеспечит выход на новый уровень личностной зрелости, когда человек оказывается способным в дальнейшем успешно переживать как радостные, так и печальные события, которые непременно встретятся на его жизненном пути.

Список литературы

Белорусов С.А. Экзистенциально-ориентированная психотерапия.

Источник: http://www.neuch.ru/referat/11074.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.